На Ленинградском металлическом заводе (далее по тексту - ЛМЗ) (ЛМЗ - предприятие АО «Силовые машины», входит в «Севергрупп», является поставщиком Госкорпорации «Росатом») подвели промежуточные итоги пилотного проекта по увеличению пропускной способности производства. Эксперты Госкорпорации «Росатом» в области бережливых технологий с начала проекта выступали в качестве консультантов, а в марте приехали, чтобы ознакомиться с достигнутыми за несколько месяцев работы результатами.
Напомним, что в августе 2022 года специалисты АО «Силовые машины» анонсировали проект, направленный на повышение эффективности планирования и производства деталей турбин. 17 августа 2022 г. сотрудники Госкорпорации «Росатом» посетили АО «Силовые машины», где ознакомились с планами реализации проекта и договорились о дальнейшем сотрудничестве. Проект направлен на увеличение пропускной способности всех потоков ключевых узлов турбинного оборудования для выполнения плана выпуска продукции в 2023 году, включающего 10 турбин. В частности, предприятию необходимо было увеличить пропускную способность: по цилиндрам высокого и среднего давления – в 3,8 раза; по узлам парораспределения – в 4,6 раз; по цилиндрам низкого давления – в 1,5 раза; по диафрагмам, вкладышам и роторам – в 1,8 раз.
Среди лучших практик в рамках проекта – расшивка узкого места сварки литых заготовок цилиндров высокого и среднего давления. В результате реализации проекта на участок цилиндров сборочно-сварочного цеха привлекли 15 сварщиков с других участков и двух контролеров неразрушающих методов контроля (далее - НМК), создали восемь дополнительных рабочих мест. Была организована выдача и контроль выполнения подробного задания на смену, плана НМК, перечня приворотных деталей. В результате средняя пропускная способность участка составила 9,3 цилиндра в месяц – при цели в 6,7.
В качестве «пилота» был выбран ЦВД (цилиндр высокого давления) и ЦСД (цилиндр среднего давления) – обычно именно с этими ключевыми узлами турбины связаны основные отставания в производстве. На данный момент в устранении отставаний потока решено порядка 20% выявленных проблем, связанных с отсутствием плана по потоку и контроля за исполнением задания, нехваткой персонала и необходимого количества рабочих мест. Оставшиеся 80% проблем включают три основных блока.
1. Лечение литых заготовок
В январе стартовал проект по оптимизации этого процесса. Лидер проекта – начальник 33 цеха. Поставлена задача ускорить принятие решений, чтобы от выявления дефекта до начала лечения проходило не более суток, а в идеале – четыре часа. Рабочая группа сформировала и защитила у гендиректора перечень из 13 мероприятий для сокращения циклов исправления дефектов литья и уже реализовала первый этап.
2. Поставка литых заготовок
Работа ведется с января, лидер группы – замдиректора ЛМЗ по снабжению. Задача рабочей группы – компенсировать срывы поставки заготовок цилиндров и коробок, сократить время работ по внешней комплектации и производственный цикл изготовления цилиндров паровых турбин. В рамках проекта запущен монитор отслеживания хода производства и поставки литых заготовок. Это позволяет принимать оперативные решения (например, взять у поставщика заготовки в фактическом состоянии для доработки на ЛМЗ). Кроме того, запущен совместный проект Центра развития бизнес-системы ЛМЗ и поставщика по снижению цикла производства заготовок и улучшения качества, а также отслеживанию хода производства заготовок ЛМЗ; сформирован перечень определяющих позиций (104 заготовки цилиндров и коробок) для усиления входного контроля качества. Эти меры уже позволили сократить сроки за счет проведения НМК у поставщика без повторения на ЛМЗ, а также передачи проб на испытания механических свойств со склада.
3. Подготовка комплектации
С марта стартовал проект по трансформации системы планирования паровых турбин, лидер – старший менеджер управления по развитию производственной системы ЛМЗ. Команда проекта должна разработать систему формирования сквозных графиков и диспетчирования проектов, чтобы синхронизировать потоки изготовления основных узлов и комплектации, подготовку и обеспечение производства. На первом этапе речь идет о сквозных графиках четырех проектов в 2023-2024 гг., задача максимум – графики на период 2023-2026 гг. На данный момент уже сформированы графики изготовления цилиндров с детализацией операций, учитывающие узкие места, организована выдача месячных и недельных заданий (в т. ч. план загрузки критичного оборудования) и ежедневный контроль их выполнения. Методика «пилота» будет тиражирована на все основные узлы турбинного оборудования, с учетом этого опыта планируется скорректировать орг. структуру планирования и пересмотреть КПЭ подразделений.
Все вышеописанные улучшения приехали проинспектировать в марте 2023 года эксперты Госкорпорации «Росатом». Они оценили достигнутые предприятием успехи и дали рекомендации по дальнейшему развитию проектов. Антон Широких, директор проекта Госкорпорации «Росатом» прокомментировал результаты работы ЛМЗ: «За полгода коллеги из «Силовых машин» провели большую работу: внедрен верхнеуровневый контроль производства, есть понимание прогноза исполнения месячных и бюджетных планов; реализована система подготовки, выдачи и контроля исполнения недельных и месячных заданий, которые дают понимание приоритетов и очередности работ на производстве; реализована система учета выявленных проблем, инициирован ряд мероприятий, которые должны существенно снизить влияние негативных факторов на процесс изготовления оборудования. Особо отмечу значительный Эмоциональный и интеллектуальный рост участников этой работы. Это напрямую связано с осознанностью изменений в планировании и изготовлении продукции – невозможно менять ситуацию вокруг себя, не меняясь самому. Коллеги определили верные направления для работы, а в качестве дальнейших шагов рекомендую:
1. продолжить декомпозицию технологического состава изделий;
2. определить параметры рабочих центров;
3. начать разработку детальных пооперационных графиков для последующей загрузки в информационную систему.
Желаю специалистам «Силовых машин» скорее решить все задачи по синхронизации потоков и управлению запасами и, конечно, успешно тиражировать опробованные подходы – как у себя, так и у поставщиков!»
Результаты проделанной в ходе проекта работы вместе с экспертами Госкорпорации «Росатом» также были представлены гендиректору ЛМЗ Александру Конюхову и заместителю гендиректора по развитию бизнес-системы «Севергрупп» Александру Колобову. Руководители высоко оценили проведенную работу и достигнутые успехи.
На этом работа не заканчивается, коллеги продолжат реализовывать проекты в соответствии со своими стратегическими целями. Также в дальнейшем планируется продолжить взаимодействие между компаниями и обмен опытом по применению инструментов производственной системы.