Главная Новости ПСР под открытым небом. Как бережливые подходы применяются на стройплощадках

ПСР под открытым небом. Как бережливые подходы применяются на стройплощадках

В журнале «Вестник атомпрома» №5 (июнь 2022) вышли несколько статей с сотрудниками АО «ПСР». Дублируем интервью для вас, дорогие читатели!

Ирина Николаева, директор проекта АО «ПСР», руководитель направления по внедрению методологии Производственной системы «Росатом» в строительстве, рассказала о том, как развивается эта работа и в отрасли, и за ее пределами.

— Как интерпретирован опыт машиностроительного производства, который лежит в основе классических бережливых систем, применительно к стройке?

— Смысл производственной системы, действительно зародившейся в автопроме, кроется в простых принципах: не делать лишнего, а нужное производить в соответствии с темпом потребления, при этом с первого раза обеспечивать качество и использовать ресурсы минимально. Такой подход позволяет обнаружить скрытые проблемы — чрезмерный уровень запасов, объем незавершенного производства, низкую эффективность загрузки. Тот, кто быстрее выявляет и устраняет проблемы, становится более конкурентоспособным. Для этого нужно понимать коренные причины задержек в процессах обработки компонентов производимого продукта, видеть потери между обработками. Все это применимо и к стройке: кто работает быстрее, качественнее и с минимальными затратами для заказчика, тот и сильнее в достижении целей.

На стройке надо вначале побороть парадигму, согласно которой хаос — это норма. Здесь, как и в автопроме, и в любом другом производстве, действия делятся на полезные и бесполезные. Есть ресурсы (люди, механизмы, материалы и методы), которые могут использоваться с разной степенью эффективности. Но отличие машиностроительных технологий от строительных в том, что в первом случае производимый продукт движется через Цепочку организованных рабочих зон, а во втором наоборот: продукт - недвижимость, а перемещаются люди, техника и материалы, в одной и той же зоне выполняются разные виды работ. В машиностроении задержки движения продукта между видами обработки являются признаком потерь. В строительстве задержки в выполнении очередного вида работ в одной зоне также говорят о потерях. Всегда, если стройка не оптимизирована, на ней будет не хватать кранового времени, но кран будет немалую часть времени стоять без дела.

Мы находимся в единой базовой логике с автопромом: ищи потери, анализируй причины, облегчай труд людей, ищи решения и внедряй их. Но классический набор инструментария ПСР далеко не полностью можно перенести на стройку, для этого есть ряд причин. На стройке нет постоянства чего-то достигнутого, все динамично. Меняются люди и вид выполняемых работ, может не быть постоянных площадок хранения, меняются маршруты. И когда мы предлагаем изменения, всегда ищем компромиссы с реальностью. Важно видеть узкие места производительности строительно-монтажных работ и по-человечески понимать строителей, которые постоянно находятся в непростой психологической обстановке.

— Вершина производительности труда в строительном производстве отрасли — отлаженный поточный метод Рэма Хеноха. Учтена ли эта школа в методологии ПСР для стройки?

— Поточное строительство — своеобразный строительный конвейер, который требует своевременного обеспечения работ проектной документацией, непрерывного и комплектного обеспечения материалами и оборудованием, повседневного поддержания в исправности кранового хозяйства. Поточное строительство предполагает расчленение процесса устройства сооружений на отдельные специализированные комплексы работ (захватки), выполняемые непрерывно с переходом рабочих с расчетной скоростью с одного фронта работы на другой. Как и основа методов ПСР, этот метод обеспечивает эффективное использование материальных и технических ресурсов, повышение производительности труда, снижение себестоимости работ и достижение бизнес-целей строительных организаций.

Преимущества поточного метода организации строительного производства неоспоримы, что доказывается и достижениями великого инженера Рэма Хеноха, и опытом его современников. Если не прямая связь, то ряд параллелей между рекордными достижениями на строительстве Запорожской АЭС, вошедшем в историю, и поточными методами Toyota, у которой мы учились на машиностроительных проектах, есть. Классические примеры материального потока востребованы на стройке, и сложно определить, относятся ли они к поточному методу или к бережливому производству. Например, при устройстве стен и перекрытий основных и вспомогательных зданий на Курской АЭС-2 применяются предварительно собранные блоки; эти работы по сборке идут параллельно монтажным работам — таким же мы видим и целевое состояние во всех потоках СМР.

Другой пример поточного метода — своевременный перевод лидеров направлений на другие объекты. Например, команда, умеющая лучше всех выполнять работы по сварке ГЦТ, без дела не стоит, а перемещается и работает постоянно. Если Хенох строил свои блоки одновременно в одном месте, мы сегодня строим их в разных местах — но смысл по большому счету тот же, только другие расстояния. Понятно, что любой поток встает, если нет условий двигаться. Создать условия для потока СМР — важнейшая задача, и для нас это своевременность обеспечения документацией, поставок оборудования и материалов.

— Как происходит обучение строителей методологии ПСР?

— Базовая система обучения организована на платформе АО АСЭ. Система обучения методологии и извлеченным урокам включает различные подходы— это тренинги, групповые консультации, повышение квалификации. Обучение проводится очно и дистанционно. Разработано более 30 тем групповых консультаций, учебных курсов и программ повышения квалификации в области ПСР. Повышение квалификации осуществляется на основании лицензии Минобразования Нижегородской области. Также можно пройти обучение по двум курсам на цифровом корпоративном портале дистанционного обучения инжинирингового дивизиона.

Для повышения доступности обучения с практической отработкой принципов Производственной системы «Росатом» используются учебные тренажеры (наборы методических материалов и наглядных пособий, уменьшенные макеты) — мобильные фабрики процессов по работам с опалубкой, трубопроводами и т.д. Мобильность таких тренажеров позволяет перемещать их между стройплощадками и организовывать обучение с минимальным отрывом от производственного процесса. Методология сертифицирована Корпоративной Академией Росатома. Не имеет аналогов фабрика «Последний планировщик» — обучение организации строительства на самом верхнем уровне: команда должна за ограниченное время собрать АЭС из «пазлов» — люди, техника, бюджет, сроки и качество. Эта фабрика за несколько часов обучает правильной организации и планированию работ — как точно и вовремя обеспечить строителя на площадке работой. В рамках тренингов слушатели изучают процессы и осознают эффект от использования инструментов ПСР, самостоятельно генерируют предложения по улучшению.

Обучение по учебным курсам (тренингам) проводится непосредственно на площадке заказчика, по окончании обучения, при успешном прохождении тестирования и выполнении практических заданий, выдается сертификат АО АСЭ. На площадке сооружения Курской АЭС 2 функционирует стационарный учебный ПСР-центр.

При таком выборе программ и форм обучения каждый сотрудник АО «Атомстройэкспорт», дочерних строительных организаций, Объединенного проектного института, организаций и предприятий атомной отрасли может без проблем пройти обучение ПСР, направив заявку в управление по обучению, методологии и извлеченным урокам АО АСЭ.

- Как культура бережливого производства прививается рядовым работникам?

— Есть ряд примеров, начнем от частных к общим. Например, руководитель строительства на одном из объектов создал «комнату мастеров», то есть экспозицию примеров работ, выполненных с ошибками, и образцов строительного брака. На примерах можно было ознакомиться с причинами возникновения брака и мерами его предотвращения. Каждый работник видел следствия правильных и неправильных решений. Экспозиция не только информировала, но и убеждала, что заказчик тоже увидит и не примет брак, а значит ошибки придется исправлять и терять драгоценное время. Работник выходил на площадку, лишь пройдя через «комнату мастеров». В целом весь метод назвали «Сдача с первого предъявления», потому что в обычной практике объем принятой работы составлял около 70%, а иногда и не более 30%, а принятые меры позволили существенно поднять объем принимаемой с первого раза работы. Это и сокращение сроков, потому что не нужна переделка.

Другой пример — обучение студентов на одном из объектов выполнению «фотографии рабочего дня». Интересно, что мы ранее показывали руководителю на той стройке возможности сокращения издержек и не убедили. Но именно практиканты, которые ознакомились с нашей методологией, донесли до него преимущества подхода, после этого были внедрены изменения.

Это всё частные примеры, их много. Глобальный подход, который позволяет продвигать методологию ПСР не только в отрасли, — это организация в регионах объектов-образцов, на которых все могут знакомиться с нашей методологией. Мы делаем это по той причине, что в силу многочисленности сотрудников отрасли и малочисленности нашей команды, мы не можем охватить обучением всех. Первым делом мы создали пять строительных образцов в дивизионах нашей отрасли: главный ПСР-образец — Курская АЭС-2, далее на СХК для «ТВЭЛ», на Дальнем Востоке для «ДальРАО», на «Атоммаше» для машиностроительного дивизиона, на ППГХО для АРМЗ. В 2020 году начали обучать тренеров по ПСР-инжинирингу, и уже они передают знания своим работникам.

Такие площадки мы создаем, и когда выходим за пределы отрасли. Так, сотрудничая с известной компанией «Стройтрансгаз», применили нашу методологию на их региональных объектах — это

 

Есть огромный объем задач, которые можно и нужно оптимизировать, - это и производства, и деятельность силовых министерств, и образование, и медицина. Важно понимать, что результаты достигаются не через сверхусилия и мобилизацию, а через обучение исполнителей порядку, борьбе с издержками»

 

СКА Арена» в Петербурге и четыре музейно-театральных комплекса — в Кемерове, Калининграде, Владивостоке и Севастополе. На «СКА Арена», где привлечен квалифицированный сербский подрядчик, мы далеко не сразу сумели показать преимущества нашего подхода: пришлось выбрать самый проблемный сектор, наладить работу в нем, после чего и сербские коллеги приняли наши подходы. В Калининграде, ознакомившись с нашей практикой, губернатор обратился к нам с предложением оптимизировать и стройку онкологического центра. Аналогично, с объектов-образцов, методология расходится и в других регионах. Интересно, что во Владивостоке объект, на котором мы работаем по внедрению ПСР, посетил и оценил президент Белоруссии Александр Лукашенко. В Белгороде нас приглашают на оптимизацию строительства школ — на одном из объектов мы обеспечили запуск год раньше, хотя все местные УКС были убеждены невозможности этого. Кстати, выйдя за пределы отрасли, мы уже позиционируем ПСР как производственную систему вообще — ПС.

— Каким образом методология ПС внедряется у субподрядчиков, не обязательно российских?

— Не секрет, мы знаем это и на отраслевых примерах, что попытка навязывать ПСР силовым, административным путем не дает результата. Внедрение нашего подхода происходит там, где в этом заинтересован лидер. Если руководитель заинтересован, обучается сам, ведет совещания в нашей логике, требует того же от подчиненных, то и культура на его площадках прививается. Примеры работы за рубежом показывают, что нужно учитывать ментальность. Например, в культурах, с которыми мы взаимодействуем, надо обучить главного руководителя, объяснить преимущества. Рабочим передаем культуру производства в основном через организацию рабочего пространства. Если нет возможности опереться на ПСР-образец, работаем хотя бы на исключение потерь, реализуем проекты на достижение больших событий: не уходим глубоко в культуру, а делаем упор на оптимизацию стройки.

Но культура распространяется и снизу. Одно из основных правил ПС на стройке и на любом производстве — быстрое реагирование на проблемы и принятие мер по исключению их повторения. На одном из отраслевых объектов при разборе проблемы периодических простоев штукатурных работ выяснилось, что пескоцементный раствор штукатурам поступает с перебоями и приходится его ждать. В зоне подготовки раствора рабочий пояснил, что ему приходится также периодически ожидать, когда подвезут мешки с сухой смесью. При этом мешки в зоне временного хранения были хаотично свалены в кучу. На вопрос: «На сколько здесь осталось смеси?», четкого ответа не было. Собрали несколько нужных участников процесса, выяснили, как, в каком объеме и за какой срок оптимально доставлять смесь со склада в рабочую зону, определили «точку заказа», мешки аккуратно сложили стопкой у стены. На стену нанесли красную линию, которая становится видимой, когда в стопке остается определенный остаток. Рядом написали телефон, по которому рабочий должен звонить, как только обнажится красная линия («точка заказа»). Через неделю получили обратную связь с объекта и комментарии, как настойчиво и своевременно тот рабочий требовал восполнения материалов при остатках, равных «точке заказа»!

Другой пример: мы настояли, чтобы расставить на открытом месте хранения таблички, где что лежит, это вызывало много вопросов и сомнений. Но выпал снег, и оказалось, что можно не раскапывать сугробы, чтобы узнать, где и что сложено, - таблички реально облегчили жизнь. Ещё один жизненный пример: рабочие на отметке + 35 попросили организовать им биотуалет: действительно нужное в их ситуации дело. Мы всегда выясняем, что нужно на месте, и надо обязательно выполнять просьбу.

 

Как транслируются полезные практики

Лучшие практики площадок - лидеров ПСР аккумулируются на корпоративном сайте АО АСЭ, их включают в программы обучения, в проекты производства работ, в рабочую документацию. Кроме того, ведется картотека и издается ежемесячный журнал (выполняется электронная рассылка предприятиям), где делается описание предложений и возможностей. За 2020-2021 годы в картотеке собраны 249 ППУ, из которых 68 включены в проекты производства работ или рабочую документацию. 108 включены в программы тренингов, а 73 находятся в процессе экспертизы.

 

Примеры проектов, реализованных ПСР-блоком АО АСЭ

ПСР-проект «Сокращение сроков сдачи помещений зданий ядерного острова первого энергоблока Белорусской АЭС под этап Б «Физический пуск» позволил убрать риск отставания по физпуску на 190 суток. Практика была успешно тиражирована на второй блок Белорусской АЭС и может быть использована на АЭС «Рулпур» и Курской АЭС-2 к моменту разворота совмещенных работ в помещениях.

ПСР-проект «Оптимизация процесса монтажа подкупольной части спринклерной системы на АЭС «Руппур». Спринклерная система — одна из первых монтируемых противопожарных систем в реакторном отделении. Состоит из двух колец трубопроводов диаметром 220 мм, общий вес — 17 тонн. Сборка обоих колец трубопроводов была выполнена до монтажа купола на земле, там же была проведена подгонка, устранены все замечания. Разработали производственное расписание, график поставки необходимых материалов, исключив потери времени на их ожидание. Сэкономили 20 суток (сократили ВПП с 36 до 16 суток), оптимизация трудозатрат составила 2720 чел./час.

ПСР-проект «Оптимизация процесса монтажа внутренней защитной оболочки с отм. +36 до отм. +43 энергоблока № 1 Курской АЭС-2». В результате процесс монтажа сокращен с 261 до 199 суток, эффект — более 60 суток. Данный проект позволил открыть фронт для начала работ по монтажу рельсового пути и монтажу полярного крана.

ПСР-проект «Оптимизация процесса монтажа рельсов полярного крана (крана мостового электрического кругового действия) на энергоблоке № 1 Курской АЭС-2». Время протекания процесса было сокращено с 98 до 16 суток. В восемь раз повысили производительность монтажа металлоконструкций, с 33 до 270 кг на человека в смену. Эффекта достигли за счет вынесения части трудозатрат по укрупнительной сборке со строительной площадки на участок подготовительных работ, организации работ по монтажу рельсового пути навстречу друг другу, таким образом открыли фронт работ еще для четырех сварщиков. Организовали работы по сварке опор рельса параллельно с монтажом сегментов рельса. Применили сварочные аппараты с минимальным разбрызгиванием, за счет чего сократился объем работ по зачистке швов. Исключили операцию по демонтажу 1200 болтов для зачистки антикоррозионной защиты вокруг опор рельса в местах сварки за счет использования борфрезы вместо шлифовального круга. Эта лучшая практика будет применена на втором энергоблоке Курской АЭС-2 и на других блоках. 

15 августа, 13:32
235
0
00
Добавить комментарии

Другие новости